Подготовка к экзаменам и зачетам по истории искусства


Материал для повторения древнерусского искусства

Материалы для повторения искусства эпохи Возрождения

Искусство Византии

Древнерусское искусство. Искусство Киевской Руси

Древнерусское искусство. Искусство Владимиро-Суздальской Руси

Виды искусства. Пространственные (пластические) виды искусства. Язык изобразительного искусства

Материал для повторения древнерусского искусства


Вопросы и ответы  для повторения  к  экзамену по истории искусства
 
Тема «Древнерусское искусство»
 

1. Что подразумевает термин «древнерусское искусство»?

Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался со времени возникновения Киевского государства и продолжался вплоть до петровских реформ (с IX до XVII вв.).

2. В каком веке образовалось государство «Киевская Русь»?

9 век

В каком веке было принято христианство?

10 век

3. Первые храмы. Как назывался знаменитый храм в Киеве, кто его строил, из чего. Чем был украшен? Назвать знаменитую мозаику, что означает ее название?

Храм Святой Софии в Киеве , строили византийские мастера совместно с русскими зодчими из плинфы. Украшен фресками и мозаиками. Самая знаменитая мозаика «Оранта» (Молящиеся)


4. Перечислить из каких архитектурных элементов состоял русский храм, который сложился в 12-13 веке во Владимиро-Суздальском княжестве. Какой использовался план постройки? С какой стороны располагался вход?

Использовался крестово-купольный план постройки.

Архитектурные элементы храма: короб, стены разделены на лопатки, которые заканчиваются закомарами, на своде барабан, на барабане-главка (купол).

Вход (портал) расположен на западной стене. Апсида с восточной стороны храма, в ней расположен алтарь


5. Символика куполов на храме. Символика цвета на куполах. Перечислить.

Символика куполов:

1 купол - в честь Иисуса Христа
3 - в честь Святой Троицы
5 - Христос и 4 евангелиста (Марк, Матфей, Лука, Иоанн)
7 - число церковных таинств
9 – число ангельских чинов
13 - Христос и 12 учеников
33 - число лет Спасителя на земле.

Цвет куполов:

Золотой в честь Иисуса Христа
Синие в честь Богоматери
Зеленые – у Троицких храмов
Серебряные или зеленые могут быть посвящены святым

6. Знаменитый храм во Владимиро-Суздальском княжестве, который восхищает своими пропорциями. Все что вы знаете о нем.

Церковь Покрова на Нерли, построена на месте гибели сына князя Андрея Боголюбского Изяслава.

Стоит в неудобном месте, выстроена в низине, на заливном лугу, предположительно в месте впадения Нерли в Клязьму на искусственно насыпанном холме.

Храм кубического типа, крестово-купольной системы, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, Церковь по праву считается одним из шедевров древнерусской архитектуры. В облике небольшого храма подчеркивается его высота и стройность.

Стены церкви немного наклонены вовнутрь, что, благодаря эффекту перспективного сокращения, усиливает впечатление высоты храма Стены церкви украшены резным рельефом


7. Происхождение иконописи. Этапы работы над иконой. (Начиная с доски).

Иконопись мы унаследовали вместе с христианством по византийскому образцу. Иконы пишутся на досках (липовых или сосновых), сзади в доске крепятся шпонки, для того, чтобы доска не деформировалась или для скрепления двух или несколько досок. Доска покрывалась грунтом –левкасом (клей+ мел), могла наклеиваться паволока, которая сверху тоже грунтовалась. Рисунок переводился с помощью прорисей. Затем делалось золочение, письмо доличного, личного и олифление.

8.  Назовите знаменитую  икону, которую привезли из Византии. Где она сейчас находится?



Одна из сохранившихся византийских икон «Владимирская Богоматерь», название получила из-за того, что была привезена во Владимир. она хранилась в Успенском соборе. По приказу Андрея икона была украшена дорогим окладом. Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. Икона стояла прежде в Успенском соборе Московского Кремля по левую сторону царских врат иконостаса. В 1918 году Успенский собор в Кремле закрыли, икону изъяли из собора для реставрации, а в 1926 году её передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Сейчас икона находится в храме-музее в Толмачах (недалеко от Третьяковской галереи)


9. Как выглядит русский иконостас (что такое иконостас, в каком веке появился, ряды икон в иконостасе).

     Иконостас – перегородка из икон пере алтарем. Высокий иконостас чисто русское изобретение, появился в 14 веке. Иконостас как бы соединяет мир небесный с миром земным - Русский православный иконостас содержит пять высоких рядов.
     Самый первый ряд называется праотеческим, он самый верхний, на нем изображены праотцы Святой Церкви от первого человека Адама до ветхозаветного пророка Моисея. В центре ряда всегда устанавливается образ «Ветхозаветной Троицы». А второй ряд имеет название пророческий, поэтому здесь изображаются пророки, которые возвещали о Богородице и о рождении Иисуса Христа. В центре находится икона «Знамение».
     Деисусным называется третий ряд иконостаса и обозначает моление всей Церкви Христу. В самом центре его помещается икона «Спас в силах», на которой изображен Христос, восседающий как грозный Судия всего созданного им мира. Слева от него находится Пресвятая Богородица, а справа - Иоанн Предтеча.
     В четвертом праздничном ряду рассказаны события Нового Завета, берущие начало с рождества Самой Богородицы.
     И самый нижний, пятый, ряд иконостаса называется "местный ряд", по центру его находятся Царские врата, над которыми обязательно помещается икона «Тайная вечеря», и на самих вратах - икона «Благовещение» (где Архангел Гавриил сообщает благую весть Святой Деве), а по обе стороны от врат - иконы Спасителя и Богородицы. Еще нужно обратить внимание на то, что по обе стороны от Царских врат находятся одностворчатые небольшие двери, они называются дьяконскими. Если храм небольшой, то эта дверь может делаться только с одной стороны.

 

10. Стилистика русской иконы, чем отличатся от картины?

Икона — откровение Божие, высказанное языком линий и красок, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца — мировоззрение Церкви. Икона — вне времени, она — символ инобытия в нашем мире.

Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона — творение соборное; иконописание — не самовыражение, а служение . Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, лишена внешних эмоций; сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.

Отличие иконы от картины:

     - Отличие первое. Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения.
     - Второе отличие стилистики иконы от реалистической картины — это принцип изображения пространства. Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке — идея изливания мира горнего в наш мир, мир дольний. И параллельные линии на иконе несходятся, а наоборот, расширяются в пространстве иконы. Да и самого пространства как такового нет. Передний и задний планы в иконах имеют не перспективное — изобразительное, а смысловое значение.
     - Отличие третье. Отсутствие внешнего источника света. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Есть прекрасное сравнение иконописи со светописью.
     - Отличие четвертое. Цвет не является средством колористического построения иконы, он несет символическую функцию.
Красный цвет на иконах мучеников может символизировать жертвование собой ради Христа, а на других иконах — это цвет царского достоинства.
Золото — символ Божественного света, и чтобы передать на иконах сияние этого нетварного света, требовались не краски, а особый материал. Золотые нимбы святых, золотые блестки на их ризах — ассисты или инакопь — знак осиянности светом Божественной славы, знак причастности к Божеству и благодати.
     - Пятое. Для икон характера единовременность изображения: все события происходят сразу.

11. Знаменитые иконописцы Древней Руси. (где работали, особенности живописи, знаменитые иконы).

Феофан Грек (около 1340 - около 1410) - величайший иконописец своего времени, родившийся в Византии. В течении долгих лет расписывал храмы Константинополя, Халкидона, Галаты, Кафы, Смирны. Но всемирную славу Феофану принесли иконы, фрески и росписи, сделанные на Руси. Будучи уже зрелым мужем, Феофан Грек приехал на Русь, в Великий Новгород, в 1370 году. Его работы: Преподобный Макарий Великий, фреска из храма Спаса Преображения на Ильине улице, город Великий Новгород. «Успение Божьей Матери», «Донская икона Божьей Матери», «Преображение Господне» и деисусный чин Благовещенского собора Кремля.

Особенности живописи: сдержанная цветовая палитра, на фресках резкие «движки», любимая краска терракотовая (коричневая). Помимо иконописания Феофан Грек создавал миниатюры для книг и оформлял Евангелия - к примеру, перу великого византийского мастера принадлежат орнаментальные украшения знаменитого Евангелия московского боярина Федора Кошки.

Андрей Рублев (около 1360 - около 1428) - известный на весь мир русский иконописец, монах-художник, причисленный к лику святых. На протяжении сотен лет является символом подлинного величия русского иконописного искусства. Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества. Самой ранней из известных работ Рублева считается совместная с Феофаном Греком и Прохором с Городца роспись Благовещенского собора Московского Кремля в 1405 году. После окончания этой работы Рублев расписывал Успенский собор в Звенигороде, и позже, совместно с Даниилом Черным, - Успенский собор во Владимире.

Его работы : икона «Троица», иконы Звенигородского чина иконостаса («Архангел Михаил», «Апостол Павел»,»Спас»)

Особенности живописи, яркие и чистые краски, техника письма «плавко»

Дионисий (около 1440 - 1502) - известнейший московский иконописец и изограф конца XV — начала XVI веков. совместно с сыновьями Владимиром и Феодосием - фрески для Ферапонтова монастыря на Белоозере.

Интересный факт: о манере письма Дионисия можно судить по великолепно сохранившимся фресками того самого Ферапонтова монастыря на Белоозере. Эти фрески никогда не переписывались и не подвергались серьезной реставрации, оставаясь таким образом максимально близкими к своему оригинальному виду и цветовой гамме.

в 1480-1481 гг. Дионисий во главе иконописной дружины получает важный государственный заказ на роспись Успенского собора в Москве.( живопись не сохранилась) Особенности живописи: просветленность палитры, вытянутые, как бы зыбкие фигуры святых. Икона «Распятие»

12. Описать знаменитую икону А.Рублева. (библейский сюжет, композиция Рублева, цветовое решение, символика).

Икону раскрыли в 1904 году.

Главное здесь воплощение идеи единения, жертвенности, любви, справедливости, добра и духовной красоты. В основе сюжета «Троицы» лежит библейский рассказ о явлении праведному Аврааму божества в виде трех прекрасных юношей-ангелов. Авраам с женою Саррой угощали пришельцев под сенью Мамврийского дуба, и Аврааму дано было понять, что в ангелах воплотилось божество в трех лицах.

Издавна существует несколько вариантов изображения Троицы, иногда с подробностями застолья и эпизодами заклания тельца и печения хлеба (в собрании галереи это иконы Троицы XIV века из Ростова Великого и XV века из Пскова).

В рублевской же иконе внимание сосредоточено на трех ангелах, их состоянии. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, то есть Христа. Смысл этого изображения -жертвенная любовь.

Левый ангел, означающий Бога-Отца, правой рукой благословляет чашу.

Средний ангел (Сын), изображенный в евангельских одеждах Иисуса Христа, опущенной на престол правой рукой с символическим перстосложением, выражает покорность воле Бога-Отца и готовность принести себя в жертву во имя любви к людям.

Жест правого ангела (Святого Духа) завершает символическое собеседование Отца и Сына, утверждая высокий смысл жертвенной любви, и утешает обреченного на жертву. Таким образом, изображение Ветхозаветной Троицы (то есть с подробностями сюжета из Ветхого Завета) превращается в образ Евхаристии (Благой жертвы), символически воспроизводящей смысл евангельской Тайной вечери и установленное на ней таинство (причащение хлебом и вином как телом и кровью Христа).

Исследователи подчеркивают символическое космологическое значение композиционного круга, в который лаконично и естественно вписывается изображение. В круге видят отражение идеи Вселенной, мира, единства, объемлющего собою множественность, космос. При постижении содержания «Троицы» важно понять его многогранность.

Чаша символизирует искупительную жертву Христа за весь род людской. , форма которой повторяется несколько раз. : форма линии подножий, форма стола, если посмотреть цельно на всю группу, то боковые ангелы представляют чашу, внутри которой Христос.

Икона находилась в Троицком соборе Троицкого монастыря, ставшего впоследствии лаврой, до двадцатых годов нашего столетия. За это время икона претерпела ряд подновлений и прописей

13. Иконография Богоматери. (Что такое иконография? Перечислить и описать каждый вид)

Божия Матерь изображена на иконе в фас,  с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях. (С древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На Ее лоне (груди), на фоне круглой сферы — Спас Эммануил.

Иконы этого типа также называются «Оранта» (греч. «молящаяся») и «Панагия» (греч. «всесвятая»). На Русской земле этот образ получил именование «Знамение»

«Путеводительница» («Одигитрия»)

На этой иконе мы видим Божию Матерь, правая рука которой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга. Богородица как бы говорит всему человеческому роду что путь истинный — это путь ко Христу.

На этой иконе она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу — святому апостолу Луке.

На Руси из икон этого типа наиболее известны Смоленская, Тихвинская, Иверская, Казанская.



«Умиление» («Елеуса»)

На иконе «Умиление» мы видим Младенца-Христа, припавшего левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына.

Поскольку Богородица символизирует также Церковь Христову, икона показывает вам всю полноту любви между Богом и человеком — ту полноту, которая возможна только в лоне Матери-Церкви.

Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов.

Божия Матерь задумалась, прижимая к Себе Сына: Она, предугадывая крестный путь, знает, какие страдания ждут Его.

Из икон этого типа в России наибольшим почитанием пользуется Владимирская икона Божией Матери.

 

14. Главная площадь Московского  кремля, почему так называется, что на ней происходило в древности. Перечислить все постройки, которые здесь находятся.

Просторную Соборную площадь можно считать главной в кремле. На ней находятся три древних собора, Успенский собор, Благовещенский собор, Архангельский собор, Церковь Ризоположения Колокольня Ивана Великого, Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов, Гранавитая палата. Эти архитектурные памятники были свидетелями многих драматичных страниц в истории России.

Здесь возводили на царство государей, хоронили патриархов и объявляли главные царские указы, была местом проведения главных торжеств и церемоний,  также крестили наследников престола, встречали иностранных послов.

15. Главный храм кремля. Все что о нем знаете (архитектор, почему получился такой «русский», чем являлся в древности, кто расписывал, знаменитая икона)

Успенский собор Московского Кремля - православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475-1479 под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.

В 1326-1327 годах Иван Калита построил первый каменный собор в Москве, именно на этом месте впоследствии и появился Успенский собор Московского кремля.

При Иване III храм перестал соответствовать статусу кафедрального собора крепнувшего централизованного Русского государства. Строительство нового собора огромных для того времени размеров было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину.

Начатое в 1472 году строительство не было закончено, так как доведенный до сводов храм обрушился Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом.

Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515 год. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1642-1644 годы собор был расписан заново, старые росписи не сохранились.

На протяжении многих столетий в соборе хранились созданные русскими живописцами иконы.

Самая старинная, древняя икона, которая есть в соборе –  «Святой Георгий», она находится прямо перед иконостасом.

В древности храм являлся усыпальницей митрополитов и патриархов.

 

 

16. Храм на Красной площади, все о нем. (Какому событию посвящен, архитекторы, план постройки, внешний и внутренний вид)

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного — православный храм, расположенный на Красной площади Китай-города в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры. До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице.В настоящее время Покровский собор — филиал Государственного исторического музея. Входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Покровский собор был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством.

Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма.

По другой, широко известной версии, Барма и Постник — два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве. В народе храм называют собор Василия Блаженного и это неспроста. Название храму дано по имени юродивого, который жил при Иване Грозном. Сам царь побаивался блаженного за дар ясновидения. Народ любил Василия. Когда он умер, его похоронили близ Троицкой церкви. Василия Блаженного канонизировали через 29 лет после смерти. Его именем назвали одну из церквей храма. Здесь же хранятся мощи юродивого, ныне — святого.

Собор состоит из девяти церквей: восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами. Благодаря такой конструкции внутреннее помещение храма оказалось тесное и неудобное для ритуалов. Первоначально собор был белым, в 17 веке был расписан снаружи и внутри. «Построен скорее для красоты, чем для молитвы».

17. Какие вы знаете храмы 12 века в Смоленске

Домонгольские храмы Смоленска

Церковь Петра и Павла построена князем Ростиславом Мстиславичем в XII веке (1125-1160) в византийской традиции из узких глиняных кирпичей - плинфы, скрепленной известковым раствором.

В фундаменте заложены булыжники на глине.

Наружная декоративная отделка строения достаточно скромна и выражается в поясе небольших арок, вертикальных выступах в виде лопаток, пилястр и полуколонн.

Одноглавый храм с примыкающими тремя высокими апсидами и главой на массивном 12-гранном барабане, опирающемся на квадратный постамент, и сейчас выглядит очень величественно и торжественно. Особенно по сравнению со стоящей совсем рядом белокаменной церковью Великомученицы Варвары, построенной в XVIII веке.

 

Церковь Иоанна Богослова.

Находится на другом берегу Днепра. Храм, называвшийся в старину церковью «на варяжке», был возведён в 1173 году по указу смоленского князя Романа Ростиславича, сына Ростислава Мстиславича.

Церковь расположена очень удачно - на невысоком холме над Днепром. Некоторые историки считают, что она была построена как придворная. Кроме того, Иоаннобогословская церковь благодаря своему расположению должна была стать местом паломничества купцов, проплывавших по Днепру.

Князь Роман вошел в историю Смоленска, как один из наиболее просвещённых правителей. Поэтому именно церковь Иоанна Богослова стала важнейшим культурным центром города. При Романе Ростиславиче в этом храме открыли первое на Смоленщине церковное училище, здесь составлялись многочисленные смоленские летописи, отсюда на близлежащие территории распространялась письменность.

Иоаннобогословский храм - классический одноглавый, крестово-купольный, четырехстолпный храм с тремя полукруглыми апсидами, сложенным из узкого кирпича византийского образца (плинфы) на известковом растворе. Из внешнего орнамента на церкви присутствуют декоративные кресты из плинфы и нишки под арочными окнами 8-гранного барабана. Нынешний пол церкви почти на два метра выше первоначального его уровня.

Церковь Архангела Михаила (Свирская) - ещё одна из трех церквей домонгольского периода, сохранившихся в Смоленске.

Она стоит на холме, у подножия которого в прошлом в Днепр впадала речка Смядынь.

Выглядит церковь необыкновенно стройной и возвышенной, но не потому что стоит на холме, а из-за своих пропорций.

Пропорции храма устремлены вверх - для своего времени это было очень необычно, а внутреннее убранство, как соощает летопись, поражало современников своим великолепием.

Наружными и внутренними декоративными украшениями служат пояски, уступчатые ниши, рельефные кресты и бровки из поребрика.

Название церкви Свирская историки связывают с тем, что она стояла на пересечении торговых путей из Северских или Свирских земель.

Храм сложен из плинфы, скрепленной известковым раствором, сохранился на высоту до сводов. Кладка в некоторых местах открыта.

 

18. Смоленская крепостная стена (Архитектор Смоленской крепостной стены (протяженность стены, количество башен, время и история постройки).

Смоленская крепостная стена — оборонное сооружение, выстроенное в 1595—1602 годах в годы правления царей Федора Иоанновича и Бориса Годунова. Памятник архитектуры. Архитектор — Фёдор Конь. Протяженность стен — 6,5 км. высота стен10-12, ширина 4-6 метров (сохранилось меньше половины стен и башен). Имела огромное оборонное значение в Российском государстве.

Строительство было поручено выдающемуся русскому зодчему Фёдору Савельевичу Коню, автору Белого города в Москве Фёдор Конь внёс много нового в строительство стены: он решил построить стену гораздо выше прежних (если старые крепости имели два яруса боя, то в смоленской решено было сделать трёхъярусную систему), а также сделать башен гораздо больше, чем в остальных крепостях.

Особое место в крепости занимают её башни — наблюдение, продольный обстрел стен, подступов к ним, защита ворот, укрытие войск, опорные пункты обороны. Но ещё — в Смоленской крепостной стене не было ни одной одинаковой башни.

Как всегда, форма и высота башен определялась рельефом. Насчитывалось 38 башен, в девяти башнях имелись проезжие ворота. Главная проезжая башня - Фроловская (Днепровская), через которую проходил выезд к столице Российского государства

 

19. Смоленский Успенский собор и его реликвии

Собор Успения Пресвятой Богородицы — кафедральный собор Смоленской епархии Русской православной церкви. Находится в центральной части города Смоленска на Соборной горе. В конце XI века Смоленск стал удельным городом внука Ярослава Мудрого - Владимира Мономаха. Князь придавал большое значение Смоленску.

В 1101 году он заложил здесь большой каменный собор в честь Успения Божией Матери. Владимир Мономах принял участие в освящении собора и тогда же поместил в нем образ Божией Матери Одигитрии. К 40-м годам XII века сложился древний архитектурный ансамбль на Соборной горе.

Возведён в память о героической обороне Смоленска 1609—1611 годов на месте одноимённого собора XII века. В 1611 году после почти двулетней обороны Смоленска от войск Речи Посполитой последние его защитники взорвали запасы взрывчатки, хранившейся в погребах вблизи соборного холма, в результате чего рухнула и часть собора, похоронив с собой много женщин и детей, которых уже убивали ворвавшиеся захватчики.

В 1677 году начато сооружение нового здания собора под наблюдением зодчего Алексея Королькова. Архитектор увеличил его размеры и допустил отступления от проекта, в результате высокие апсиды отошли от основного объёма. Приостановленные работы возобновились лишь в 1712 году.

Наконец, в 1740 году архитектор Готфрид Шедель завершил строительство храма, увенчанного семью куполами синего цвета с золотыми звездами. В 1761 году обрушились центральная и западные главы собора. В 1767—1772 годах архитектор П. Обухов перестроил его верх, оставив традиционное пятиглавие.

Реликвии собора.

Точно не известно, как попала на Русь древняя икона "Одигитрия". По преданию, ее привезла дочь византийского императора Константина IX Мономаха, которую выдали замуж за князя Всеволода Ярославича. Владимир Мономах в начале XII века привез ее в Смоленск и поместил в новый собор. Тогда она и стала называться "Смоленской".

Образ был чудотворным. Одним из главных чудес стало избавление города от нашествия Батыя в 1239 году. По велению иконы праведный воин Меркурий отправился во вражеский стан и ценой своей жизни спас Смоленск. Меркурия причислили к лику святых и похоронили в соборной церкви.

К сожалению оригинал иконы пропал перед Великой Отечественной войной, она была размером 60Х80. После войны в храм поместили надвратную икону, которая являлась списком с оригинала 16 века. Эта икона значительного размера, в 2015 году была реставрирована, так как была в плачевном состоянии, почти два века существовала на улице, кроме того сверху было много записей.

После расчистки выяснилось, что изображение изменилось и серебряный оклад, который был отлит на деньги смолян не подошел. Поэтому сейчас отдельно выставлена икона  и оклад.


Еще одна святыня смоленского собора - плащаница "Положение во гроб". Как гласит вышитая на ней надпись у ног Христа - плащаница была вышита в мастерских Ефросиньи Старицкой в 1561 году. Княгиня Старицкая, тетка Иоанна Грозного. Плащаница, находящаяся в Успенском соборе, была вкладом княгини в Успенский собор Московского Кремля. Из него вместе с другими ценностями плащаница была похищена французами в 1812 году и отправлена во Францию. Смоленские партизаны отбили наполеоновский обоз и в награду за это плащаница была
пожалована смоленскому Успенскому собору.

 

В Успенском соборе в Смоленске с XIII века хранятся железные сандалии, которые принадлежали святому Меркурию Смоленскому.

В 1239 году хан Батый направился завоевывать Смоленск.

Как гласят легенды, Богородица явилась Меркурию и велела ему защитить город и храм.

Меркурий отправился ночью в лагерь Батыя, где убил множество татар и загадочного великана, который наводил страх своей силою.

Сын великана отсек Меркурию голову, но татары в ужасе бежали, и Смоленск был непокорен.